Крестик

Оформить заявку

Ваше имя*

Контактный телефон*

E-mail

Комментарий

Укажите тип,модель и размер изделия

Прикрепить файл


Закрыть

Заказать обратный звонок

Ваше имя*

Контактный телефон*

Комментарий


+7 (495) 968-53-94
+7 (495) 136-64-48

г. Железнодорожный, ул. Южная,
д.11, корп 1 (производство и офис)

Часы работы: пн-пт с 10 до 18.00

Левый узор1 Левый узор2

Левый узор1 Левый узор2

От эскиза до готового изделия
Оформить заявку
Элемент левый 1 Элемент левый 2

Дерево Арт
Юлия Калганова
Главная - Статьи - Исторические аспекты в исследовании художественного метала и их роль на жизнь общества.

Исторические аспекты в исследовании художественного метала и их роль на жизнь общества.

8 декабря 2017 в 17:50

Калганова Ю.С.


В статье рассматривается художественный металл как часть декоративно прикладного искусства. Исторические аспекты металла его стилистические направления. Взаимодействие металла с архитектурой и ее развитие в истории.

Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире. Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство, в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, художественная ковка и т.д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Изучение художественной ковки является важной частью народного творчества.

В наше время важна любая деятельность по возрождению традиций в быту и общественной сфере. Массовое развитие кузнечного ремесла и искусства связано с расширением строительства индивидуальных домов, общественных зданий банков, офисов. Красивые решетки перегородки, перила, светильники и т.д. Помогают создать эстетически благоприятную среду для жизни человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании студентов педагогических вузов, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия по декоративно -прикладного искусству, позволяют посредством изучения и изготовления предметов, развивать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.

За стеклами витрин многих музеев хранятся небольшие круглые камни-молоты и овальные массивные камни-наковальни. Это орудия труда древних кузнецов. Еще в каменном веке люди начали обрабатывать самородное и метеоритное железо, убедившись, что оно после ковки становится пластичным и прочным. Постепенно железо для человека становилось дороже меди и серебра, и бронзовый век в начале первого тысячелетия до н.э. сменился железным. Уникальный памятник истории; металлургии и горного дела 2-го тыс. до н.э.; расположен в Оренбургской области. Исследовался в 1991-1999 гг.; международной экспедицией Института Археологии под руководством Черных Е.Н. На территории 150 кв. км. найдены десятки поселений срубной культуры, 35000 воронок, шахт, отвалов и иных следов горно-металлургических работ. На рельефах храмов Древнего Египта изображены кузнецы, работающие каменными молотками. С тех пор приемы техники ковки остались неизменными – это удары молота по холодным или нагретым в особых печах – горнах заготовкам. Для создания художественных изделий обычно применяется горячая ковка, хотя ювелиры пользуются и холодной. Разогретое железо в процессе ручной свободной ковки подвергается вытяжке, осадке, сгибанию, закручиванию, пробивке отверстий, насечке рисунка, набивке рельефа и фактуры, сварке, а также воронению и травлению. ЮСамые древние из известных нам изделий декоративной ковки относятся к первой трети второго тысячелетия н.э. В ходе следующих столетий развились многообразные отрасли этого ремесла. Различные источники сообщают о кузнецах- оружейниках, шпажниках, ножовщиках, латниках, изготовителях инструментов, ларей и сундуков, дверей и решеток, светильников и замков. В качестве сырья использовалось железо в виде прутьев и стержней различного профиля. В романскую эпоху это были круглые прутья, в последующий период готики – четырехгранные, в эпоху Ренессанса – вновь круглые, а во времена барокко – стержни разнообразного сечения.

С 13 века во Франции широко применялась дверная обивка из железных, искусно обработанных прутьев – примером может служить западный портал собора Парижской Богоматери. Для их соединения использовались стягивающие кольца или другие связи. В качестве декоративных украшений выступали стилизованные растительные узоры, волюты, изображения, связанные с фауной и мифологией. В Германии расцвет кузнечного дела наступает несколько позднее, но и здесь достигает высокого совершенства. Немецкие мастера также широко использовали растительные мотивы. В 15 веке ромбовидные или квадратные поля на дверях они покрывали кованой жестью с геральдическими символами и узорным готическим орнаментом. Сундуки, короба и ларцы отделывали искусной оковкой с чеканкой и гравировкой. Наиболее монументальные изделия кузнечного ремесла – решетки. Первоначально они использовались в качестве преграды для входа в особое помещения (камеру, склеп), при сохранении возможности обзора. Позже появились решетчатые ворота и двери, алтарные решетки в церковных интерьерах. Кованые решетки помещались перед каминами, на балконах, окнах. В период готики тонкие решетки для даро-хранилищ в соборах золотились. Ранний Ренессанс предпочитал спираль, волюту и плетенку наряду с саблеобразными листьями. При этом решетки равномерно обрабатывались с обеих сторон. Позднее к ним присоединили пластические элементы – цветы, гермы, фигуры, часто в отливке. Орнаментация решеток барокко – беспокойная, подвижная поражающая неисчерпаемым богатством мотивов. Во времена господства стиля рококо филигранные украшения выходят за раму решетки. В 17-19 веках в Европе изготовлялись красивейшие кованые и литые решетки для архитектурных сооружений. Решетки обычно ярко окрашивались, вплоть до ампира, когда в них стали соединять всего три цвета: черный белый и золотой. Теперь в оградах снова заняли свое место четкие вертикали и горизонтали, а в декоре стали преобладать меандр и аканф. Велико разнообразие художественных изделий из металла. Это, в добавок к названным, кронштейны для вывесок, флюгеры, могильные кресты, лампы подсвечники, вазы и сосуды для охлаждения вина и многое другое. На протяжении следующих столетий в Европе получил распространение новый стиль – барокко, и изделия из кованого железа снова стали применять в практических и эстетических целях, как и в прежние времена, при этом старые технологии сослужили хорошую службу новым методам проектирования. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. В течении 17 столетия технический прогресс сделал возможным производить очень сложные железные изделия. Железо выпускалось, в виде стержней всего в 1см толщиной из них делали декоративные детали: дротики, жгуты, листья волны, прямоугольный орнамент, раковины, и даже маски, и геральдические эмблемы. Иногда использовалась чеканка – кованый, рельефный орнамент. Ворота и ограда из кованого железа включают весь набор декоративных мотивов.

С 1650 г в моду вошли железные балконы. Расположенные на выгодном месте над парадными дверями, они часто имеют чередующиеся гладкие и витые стержни и панели с листьями и завитками. Их часто окрашивали в синий или зеленый цвет, а иногда покрывали позолотой. Отверстия в ограждающих стенах устраивали так, что зрители, находящиеся снаружи, могли через них любоваться прекрасной перспективой сада и дома. Эти отверстия были обычно прикрыты декоративными коваными железными решетками. Характерная для того времени спиральная форма колонн создавала иллюзию движения и придавала ощущение физической мощи, а кованое железо идеально подходило для воплощения новых идей: сила и движение передавались в каждой перекладине барочной решетки. После 1660 года железные украшения в барочном стиле стали главным декоративным элементом, характерным для мебели и архитектуры таких европейских стран, как Франция, Голландия, Италия, Англия и Германия. В 19-20 веке, в эпоху модерна, художники и мастера вновь использовали железо как средство для самовыражения, и на первый план опять вышли старые технологии, правда, уже времен барочного стиля. И хотя железо использовалось в художественных целях начиная с готического и романского периодов, своего апогея искусство художественной ковки достигло только в эпоху модерна, с появлением стиля Ар нуво («югендштиль» - в Германии или «либерти» - в Италии). В этот период из кованого железа были созданы уникальные и самые знаменитые произведения. Известнейшим мастером того времени был каталонский архитектор Антонио Гауди. Его карьера, по сути, началась в мастерской отца. Гауди проникся любовью к кузнечному ремеслу, овладел первичными навыками и методами усовершенствования производственных технологий. Несомненно, обработка металла представляет собой одну из самых сложных техник для мастера, использующего в работе такие элементы, как металлические пластины, перекладины, проволока и т.д. Овладев этой техникой, Гауди познал все свойства железа.

Искусство художественной ковки в эпоху модерна достигло своего апогея в период между 1875 и 1906 годами в Барселоне. Гауди удалось связать воедино конструкцию и декорацию. Заботясь о функциональности строений, архитектор стремился сделать их максимально эстетичными и украшал орнаментом. Декоративные элементы, созданные Гауди, нельзя рассматривать вне их окружения и контекста, поскольку они являются частью единого целого и повинуются общим конструктивным правилам и требованиям. Удивительно, но строения, спроектированные Гауди напоминают, художественные композиции, а их декоративные части - целые архитектурные сооружения, только выполненные в меньших масштабах.

Благодаря техническому прогрессу и росту промышленности в 19-20 веках были созданы такие важные проекты, как Хрустальный дворец в Лондоне – огромное здание, сооруженное для Международной выставки в 1851 года, а также Эйфелева башня, спроектированная французским инженером Гюставом Эйфелем к Международной выставке 1889 года.