Смешение нации немцев и чехов в Средневековье имело достаточно негативные последствия на политическом уровне для всей Европы. Однако в отношении искусства и ремесел это явление вызвало необычайный подъем, который привел к появлению нового культурного центра – Праги, куда постепенно начали стекаться мастера из других стран. Это позволило значительно расширить навыки в результате обмена опыта, что привело к появлению новых течений.
Предпосылки появления ренессансного течения
Одним из наиболее ярких явлений того времени был стиль ренессанс, который появился под влиянием слишком многих факторов: развитие технологий, промышленности, научные открытия и сдерживающий религиозный фактор позволили создать достаточно стройное и легкую художественную «теорию», которая выглядела совершенно отлично от закоснелой и становившейся все более мрачной готики.
В тот период начинает активно развиваться металлургическая промышленность, что положительно сказалось на кузнечном деле, появляются новые материалы, инструменты. А уж поводов для вдохновения вокруг было хоть отбавляй – в эпоху Возрождения возводились невероятно красивые дворцы, церковные комплексы и прочее. Потребность в декоративных кованых украшениях все больше возрастала.
Стиль ренессанс в ковке наиболее часто использовался для изготовления решеток самого различного назначения. Он давал огромные возможности для художественного оформления: разветвления, декорированные цветами, плодами и листьями, роскошные спирали, переплетение прутьев. Характерной особенностью было применение прутков круглой формы, что позволило обогатить ассортимент изделий, сделав их более легкими и прочными.
Основные черты искусства
Специалисты формально разделяют «творчество» мастеров в ренессансном стиле:
- Узоры первой группы создаются по централизованному принципу, весь орнамент расходится от основного прутка, разветвляясь спиралями по всему полотну. Свободное пространство заполняется отдельными тематическими элементами.
- Вторая группа пользуется линейными чертами, распространяя рисунок по решетке четкими ответвлениями. А оставшееся полотно уже заполняется мелкими разветвлениями и листвой.
Но разделить категорично на группы не существует возможности. Мастера каждой страны вносили собственные, характерные для их менталитета черты, причем происходили эти процессы в совершенно разные временные пространства. За несколько веков расцвета европейского искусства появлялись и новые течения, которые вносили свои корректировки в традиционный в этом понимании стиль ренессанс. Многие из произведений до сих пор украшают архитектурные шедевры по всей Европе, вызывая вдохновение у современных мастеров.
Все же существуют характерные для всех ответвлений черты:
- четкая и ясная гармония композиции;
- соразмерность всех включенных элементов;
- легкое влияние эллинистических мотивов;
- наличие типичных элементов – спиралей, волютов, просечек в виде восмерок, плетенок;
- использование прутков различного сечения;
- включение цельнолитых декоров – вензели, бюсты, фигуры и пр.
В современной трактовке эта стилистика невероятно свежо и органично вписывается в любой интерьер. Его строгая, порой даже классическая для «золотой эпохи» гармония позволяет создавать в помещении атмосферу подлинного уюта и спокойствия. Кованые ножки мебели, а особенно стульев, совершенно не кидаются в глаза, но при этом в воздухе отчетливо веет настоящей роскошью. Вы можете сделать это изобилие и показательным, добавив кованые элементы на входную дверь или окна.